Консультации

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ НА ЗАНЯТИЯХ И В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке:
1. Активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях. Например, в младших группах воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с муз. руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто и выразительно), может спеть новую песню с фортепианным сопровождением. 
При обучении детей музыкально-ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. Иногда, если материал не очень сложен, дети выполняют задания самостоятельно, без показа взрослого. В средней, старшей и особенно подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывая какое - либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д.
 
2. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.
3. Участвует в отборе музыкального материала, используя его на занятиях гимнастикой, изобразительной деятельностью, па развитию речи и ознакомлению с окружающим.
В первые дни в каждом новом году воспитатель присматривается к детям: кто, чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании. Воспитателя должно беспокоить, почему это происходит. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать каждого музыкальной деятельностью.
Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью — это его соучастие в ней. Взрослый как бы советуется с детьми: «Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть», — говорит взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. Таких примеров немало. Воспитатель то включается в совместную игру, то, как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т. д.
Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового, в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы. 
К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т.д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей. 

Как было показано, за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

Консультация 
«Организация режимных моментов в разных возрастных группах»
Под режимом принято понимать обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
1.       Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон, питание)
2.       Тщательный гигиенический уход
3.       Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах, поощрение самостоятельности и активности
4.       Формирование культурно – гигиенических навыков
5.       Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных моментов
6.       Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка
7.       Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку.
Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом все его компоненты (сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи и т.д.) должны оставаться неизменными.
При выборе режима учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, некоторые состояния (период выздоровления после болезни, адаптации к детскому учреждению, время года). Переводить из одного режима в другой следует постепенно.
При выборе режима воспитатель учитывает, что активность и работоспособность повышаются с 8 до 12 и с 16 до 18 часов и снижаются с 14 до 16 часов. В течении недели наибольшая работоспособность приходиться на вторник и среду, а с четверга уменьшается, достигая самого низкого уровня в пятницу и субботу.

Организация сна детей
При организации сна учитываются следующие правила:
1.В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 минут до сна
2.Первыми за стол садятся дети с ослабленным здоровьем
3.Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 2-3 градуса
4. Для быстрого засыпания используют элементы рефлексотерапии
Необходимо правильно будить детей после сна; дать возможность5 – 10 минут полежать

Игровые моменты

В первую половину дня в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко используются игровые приемы. Общаясь воспитатель не только привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки. Мотивы общения с детьми просты и понятны: «Научите, меня пожалуйста», «Расскажите, где Вы были и что видели». Следует создавать условия для самостоятельной деятельности детей
Основной задачей остается формирование культурно – гигиенических навыков. Можно продолжить работу с выбранным сказочным персонажем, игрушкой
Работе по формированию культуры поведения поможет сказка. Например: сказка «Три медведя» на новый лад, о том, как Маша заблудилась в лесу. Видит дом стоит, а в нем живут медведи. Только Маша вошла в дом, Михаил Иванович увидел ее и заревел: «А- а, давно тебя ждем, помоги Мишутку научить правилам поведения за столом». Мишутка облизывает лапы, Маша учит его пользоваться салфеткой, что надо говорить после еды.
Общаясь с детьми старшего возраста воспитатель проводит беседы:
«Что означают Ваши имена? Как вас будут называть, когда будете взрослыми?»
- Почему людей надо приветствовать при встрече?
- «Как стать красивым
- «Моя одежда, мой костюм»,
- «Моя комната, мои игрушки»
Для закрепления норм поведения можно провести игру « Кто знает больше приветствий»
Формированию культуры поведения, навыков доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми будут способствовать:
·          Чтение рассказов В.Осеевой «Три сына», «Волшебное слово»
·          Рассматривание картин, слайдов из серии «Воспитание культуры поведения»
·          Обыгрывание проблемных ситуаций
·          Копилка добрых дел и поступков
·          Загадывание загадок
Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе проводятся игры:
§   «Поговорим по телефону»;
§   «Кто больше знает вежливых, добрых, ласковых слов
§   «Волшебное слово»
§   «Кто лучше знает правила поведения на улице и в общественных местах»
Используется чтение художественной литературы, проводятся беседы на нравственные темы, о проведении детей в магазине, в театре, на улице, в общественных местах.
Для закрепления навыков в ст.возрасте проводятся конкурсы:
- чистюль;
- Мойдодыра;
- между мальчиками и девочками
Рассматривается с детьми образец сервировки стола. Организуется беседа, какие блюда готовит мама. Проводятся занятия: «Как сервировать стол»,  «Как правильно пользоваться ножом»

Утренняя гимнастика
Особое внимание необходимо уделить подготовке к утренней гимнастике. Мотив Сильным хочешь быть и смелым, по утрам зарядку делай!

Завтрак

Перед завтраком проверьте последовательность операций во время умывания.
Используйте стихи, потешки, поговорки.
Следите за аккуратностью в процессе умывания. Проведите соревнования « Самые чистые руки», « Самый аккуратный ребенок». Особое внимание уделяйте самоконтролю и самооценки деятельности детей.
Дети младшего возраста любят  накрывать на стол. Вместе с детьми дайте оценку деятельности дежурных. Оцените эстетичность сервировки стола.
Не забудьте ознакомить детей с меню:
« Мишка хочет знать, что сегодня на завтрак»
Мишка рассматривает столы и восхищается, как красиво они сервированы»
Организуйте конкурс на самую чистую тарелку, самый аккуратный стол.

Подготовка к занятию.

Перед занятием уберите игрушки. Для переключения внимания детей на другой вид деятельности используйте какую – либо игрушку.
·          Мишка приглашает к себе в лес, в гости.
·          Игра « Поставь игрушку на место. У каждой игрушке есть свой домик. Поставьте игрушки в домики
·          Как оценку деятельности детей используйте похвалу со слов Мишки. Оценка детей мл. возраста может быть только положительной

Прогулка

Создайте интерес к прогулке с помощью игровых приемов, индивидуальных бесед. Игровая ситуация: Мишка потерял свою берлогу, можно найти с помощью волшебного клубочка; покажем Мишке наш участок.
Игровой материал для прогулки готовится заранее. Для закрепления последовательности одевания используются приемы: «Волшебные часы»       (последовательность одевания в картинках), «Поможем Мишке одеться»; игру « Найди следующую картинку».
Планируйте подвижные игры: 2 – 3 игры большой подвижности: «Лошадки», «Воробушки и автомобиль»,  «У медведя во бору», «Зайцы скок, скок», 2 -3 игры средней и малой подвижности.
В теплое время можно заниматься изобразительной деятельностью, развитием речи, математическим развитием, театрализацией.
По возвращении с прогулки учите детей самостоятельно и последовательно раздеваться. Приемы «Волшебные часы», «Лесенка», «Найди следующую картинку», «Поможем Мишке раздеться».



Комментариев нет:

Отправить комментарий