РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ НА ЗАНЯТИЯХ И В
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к
музыке:
1. Активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных
занятиях. Например, в младших группах воспитатель поет вместе с детьми (не
заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает разучиванию
песен и вместе с муз. руководителем оценивает исполнение уже выученного
произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто и выразительно), может
спеть новую песню с фортепианным сопровождением.
При обучении детей музыкально-ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. Иногда, если материал не очень сложен, дети выполняют задания самостоятельно, без показа взрослого. В средней, старшей и особенно подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывая какое - либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д.
При обучении детей музыкально-ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. Иногда, если материал не очень сложен, дети выполняют задания самостоятельно, без показа взрослого. В средней, старшей и особенно подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывая какое - либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д.
2. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей,
включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с
музыкальным руководителем материал.
3. Участвует в отборе музыкального материала, используя его на
занятиях гимнастикой, изобразительной деятельностью, па развитию речи и
ознакомлению с окружающим.
В первые дни в каждом новом году воспитатель присматривается к
детям: кто, чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли
дети, которые совсем не принимают участия в музицировании. Воспитателя должно
беспокоить, почему это происходит. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же
детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к
музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот
очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны лишь посматривают
на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно
создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих
наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать
каждого музыкальной деятельностью.
Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной
самостоятельной деятельностью — это его соучастие в ней. Взрослый как бы
советуется с детьми: «Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты,
чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть», — говорит
взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок
понимает свою ошибку и продолжает играть. Таких примеров немало. Воспитатель то
включается в совместную игру, то, как бы показывает свои умения, то регулирует
участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т. д.
Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает
следующие моменты: что надо внести нового, в оборудование музыкальной
деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.); в каком
порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить
интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и
не односторонни ли их интересы.
К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя
все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а учитывая задачи
воспитания на данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать»,
«стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку»,
«спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т.д. Это не просто
замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий
особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей.
Как было показано, за общую постановку музыкальной самостоятельной
деятельности отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их
интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу
качественно и ответственно.
Консультация
«Организация режимных
моментов в разных возрастных группах»
Под
режимом принято понимать обоснованный распорядок жизни, предусматривающий
рациональное распределение времени и последовательность различных видов
деятельности и отдыха.
При проведении режимных процессов
следует придерживаться следующих правил:
1.
Полное и своевременное удовлетворение
всех органических потребностей детей (сон, питание)
2.
Тщательный гигиенический уход
3.
Привлечение детей к посильному участию в
режимных процессах, поощрение самостоятельности и активности
4.
Формирование культурно – гигиенических
навыков
5.
Эмоциональное общение в ходе выполнения
режимных моментов
6.
Учет потребностей детей, индивидуальных
особенностей каждого ребенка
7.
Спокойный и доброжелательный тон
обращения, бережное отношение к ребенку.
Режим
– это гибкая и динамичная конструкция, но при этом все его компоненты (сон,
бодрствование, интервалы между приемами пищи и т.д.) должны оставаться
неизменными.
При
выборе режима учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка,
некоторые состояния (период выздоровления после болезни, адаптации к детскому
учреждению, время года). Переводить из одного режима в другой следует
постепенно.
При
выборе режима воспитатель учитывает, что активность и работоспособность
повышаются с 8 до 12 и с 16 до 18 часов и снижаются с 14 до 16 часов. В течении
недели наибольшая работоспособность приходиться на вторник и среду, а с
четверга уменьшается, достигая самого низкого уровня в пятницу и субботу.
Организация сна детей
При
организации сна учитываются следующие правила:
1.В
момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры
исключаются за 30 минут до сна
2.Первыми
за стол садятся дети с ослабленным здоровьем
3.Спальню
перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 2-3
градуса
4.
Для быстрого засыпания используют элементы рефлексотерапии
Необходимо
правильно будить детей после сна; дать возможность5 – 10 минут полежать
Игровые моменты
В
первую половину дня в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко
используются игровые приемы. Общаясь воспитатель не только привлекает внимание
детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки.
Мотивы общения с детьми просты и понятны: «Научите, меня пожалуйста»,
«Расскажите, где Вы были и что видели». Следует создавать условия для
самостоятельной деятельности детей
Основной
задачей остается формирование культурно – гигиенических навыков. Можно
продолжить работу с выбранным сказочным персонажем, игрушкой
Работе
по формированию культуры поведения поможет сказка. Например: сказка «Три
медведя» на новый лад, о том, как Маша заблудилась в лесу. Видит дом стоит, а в
нем живут медведи. Только Маша вошла в дом, Михаил Иванович увидел ее и
заревел: «А- а, давно тебя ждем, помоги Мишутку научить правилам поведения за
столом». Мишутка облизывает лапы, Маша учит его пользоваться салфеткой, что
надо говорить после еды.
Общаясь с детьми
старшего возраста воспитатель проводит беседы:
«Что
означают Ваши имена? Как вас будут называть, когда будете взрослыми?»
-
Почему людей надо приветствовать при встрече?
-
«Как стать красивым
-
«Моя одежда, мой костюм»,
-
«Моя комната, мои игрушки»
Для
закрепления норм поведения можно провести игру « Кто знает больше приветствий»
Формированию
культуры поведения, навыков доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и
взрослыми будут способствовать:
·
Чтение рассказов В.Осеевой «Три сына», «Волшебное
слово»
·
Рассматривание картин, слайдов из серии
«Воспитание культуры поведения»
·
Обыгрывание проблемных ситуаций
·
Копилка добрых дел и поступков
·
Загадывание загадок
Для поддержания
хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему
происходящему в группе проводятся игры:
§ «Поговорим
по телефону»;
§ «Кто
больше знает вежливых, добрых, ласковых слов
§ «Волшебное
слово»
§ «Кто
лучше знает правила поведения на улице и в общественных местах»
Используется
чтение художественной литературы, проводятся беседы на нравственные темы, о
проведении детей в магазине, в театре, на улице, в общественных местах.
Для
закрепления навыков в ст.возрасте проводятся конкурсы:
-
чистюль;
-
Мойдодыра;
-
между мальчиками и девочками
Рассматривается
с детьми образец сервировки стола. Организуется беседа, какие блюда готовит
мама. Проводятся занятия: «Как сервировать стол», «Как правильно пользоваться ножом»
Утренняя гимнастика
Особое
внимание необходимо уделить подготовке к утренней гимнастике. Мотив Сильным
хочешь быть и смелым, по утрам зарядку делай!
Завтрак
Перед
завтраком проверьте последовательность операций во время умывания.
Используйте
стихи, потешки, поговорки.
Следите
за аккуратностью в процессе умывания. Проведите соревнования « Самые чистые
руки», « Самый аккуратный ребенок». Особое внимание уделяйте самоконтролю и
самооценки деятельности детей.
Дети
младшего возраста любят накрывать на
стол. Вместе с детьми дайте оценку деятельности дежурных. Оцените эстетичность
сервировки стола.
Не
забудьте ознакомить детей с меню:
«
Мишка хочет знать, что сегодня на завтрак»
Мишка
рассматривает столы и восхищается, как красиво они сервированы»
Организуйте
конкурс на самую чистую тарелку, самый аккуратный стол.
Подготовка к занятию.
Перед
занятием уберите игрушки. Для переключения внимания детей на другой вид
деятельности используйте какую – либо игрушку.
·
Мишка приглашает к себе в лес, в гости.
·
Игра « Поставь игрушку на место. У каждой
игрушке есть свой домик. Поставьте игрушки в домики
·
Как оценку деятельности детей
используйте похвалу со слов Мишки. Оценка детей мл. возраста может быть только
положительной
Прогулка
Создайте
интерес к прогулке с помощью игровых приемов, индивидуальных бесед. Игровая
ситуация: Мишка потерял свою берлогу, можно найти с помощью волшебного
клубочка; покажем Мишке наш участок.
Игровой
материал для прогулки готовится заранее. Для закрепления последовательности одевания
используются приемы: «Волшебные часы»
(последовательность одевания в картинках), «Поможем Мишке одеться»; игру
« Найди следующую картинку».
Планируйте
подвижные игры: 2 – 3 игры большой подвижности: «Лошадки», «Воробушки и
автомобиль», «У медведя во бору», «Зайцы
скок, скок», 2 -3 игры средней и малой подвижности.
В
теплое время можно заниматься изобразительной деятельностью, развитием речи,
математическим развитием, театрализацией.
По
возвращении с прогулки учите детей самостоятельно и последовательно раздеваться.
Приемы «Волшебные часы», «Лесенка», «Найди следующую картинку», «Поможем Мишке
раздеться».
Комментариев нет:
Отправить комментарий